• МЕТОДИКА
  • ДАЙДЖЕСТ
  • 9. КТО НАЧАЛ
  • Но если поближе познакомиться с
  • Но обратив внимание на личные
  • А чем
  • 11. КРАСНАЯ
  • 11.2.
  • 12. КТО НОВЫЙ
  • В этой связи можно вспомнить "22
  • Разгружалась бригада ранним утром,
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  • В заключение разговора о дальней
  • 4. КОРЕЯ
  • ТАКОЕ В ВОЙНЕ НА ПОЛУОСТРОВАХ И
  • 5. ТЕОРИЯ И
  • НЕВЕРОЯТНО!!!
  • Из всего этого можно сделать вывод:
  • Заключение: легких и устаревших
  • 7. ДРУГИЕ "МИРНЫЕ" ШАГИ
  • МЕТОДИКА
  • В заключение разговора о дальней

    авиации надо отметить главные выводы:

    1. После 1945 года в СССР срочно создается дальняя стратегическая авиация на базе поршневых бомбардировщиков. К началу 1951 года какое-то количество самолетов в ней было, но они к этому времени резко устарели.

    2. С марта 1951 года сильно ускоряются работы по созданию более скоростных стратегических бомбардировщиков силами двух конструкторских бюро. Но к смерти Сталина в марте 1953 г. летали только их опытные экземпляры. И почему-то сроки создания Ту-95 (да и сама его марка) длительное время держались в строжайшем секрете.

    3. В ВВС Великобритании и США к началу 1951 года было много поршневых дальних бомбардировщиков. Но они к этому времени тоже резко устарели и среди них не было межконтинентальных по дальности.

    4. Срочные работы в США по созданию реактивного бомбардировщика Б-52 начались в конце 1949 года. Но с 1952 и до 1954 года летали только его опытные образцы.

    5. Межконтинентальные ракеты появились к концу 50-х годов.

    2. ЭТАПЫ БОЛЬШОГО ЯДЕРНОГО ПУТИ

    После 1945 года Сталин не мог начать новую большую войну, не имея атомного оружия. Поэтому полезно кратко ознакомиться с тем, как оно создавалось в СССР. В последнее время в печати появились разные книги и статьи в журналах, проливающие свет на эту тему. Довольно подробно изложение истории разработки ядерного оружия в разных странах представлено в книге Йорыша А. И. "О ЧЕМ ЗВОНИТ КОЛОКОЛ" (Москва, "Политиздат", 1991). В ней работам в СССР посвящена отдельная глава, в которой много места уделяется и предвоенным исследованиям. Но под особый контроль правительства и лично Сталина они перешли в 1942 году. Постепенно масштаб работ расширялся.

    В марте 1943 года вышло специальное постановление ГКО СССР о работах по "урановому проекту". Научным руководителем был назначен И. В. Курчатов.

    Руководству проекта правительство разрешило сто московских прописок для любых специалистов со всего Советского Союза. Их можно было отзывать и из армии, в т.ч. с фронта. Однако, вместо разрешенных ста ученых Курчатов вначале ограничился небольшой группой.

    20 августа 1945 года решением ГКО СССР при нем был создан специальный комитет, председателем которого был назначен Л. П. Берия. Этим же решением было организовано Первое главное управление (ПГУ) при правительстве СССР во главе с бывшим наркомом (министром) боеприпасов Б. Л. Ванниковым. В июле 1953 года оно преобразовано в Министерство среднего машиностроения. Кроме того, был учрежден Научно-технический совет под председательством того же Ванникова (Курчатов стал его заместителем).

    В конце 1945 года был проведен выбор и обследование строительной площадки первого промышленного атомного котла.

    К 1946 году профессором Ю. Харитоном было подготовлено тактико-техническое задание на первую советскую атомную бомбу. Для его выполнения решением правительства в 1946 го?aбыл создан первый в стране научно-исследовательский центр под наименованием КБ-11 (при лаборатории N: 2). Строился он на базе одного из заводов бывшего наркомата боеприпасов силами Главпромстроя МВД СССР.

    Здесь полезно немного отвлечься и ознакомиться с любопытной справочной информацией из книги "ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ СССР" (Книга 1, 1917 - 1950, Москва, "Советская энциклопедия", 1967).

    7.01.1946 вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР (ВС СССР) "Об образовании Наркомата (министерства) сельскохозяйственного машиностроения" на базе Наркомата боеприпасов и его предприятий, тракторных заводов Наркомата среднего машиностроения и Наркомата транспортного машиностроения, а также заводов сельскохозяйственного машиностроения Наркомата минометного вооружения. Наркомат боеприпасов упраздняется.

    19.01.1946 вышел Указ Президиума ВС СССР "Об образовании Наркомата (министерства) по строительству военных и военно-морских предприятий".

    17.02.1946 вышел Указ Президиума ВС СССР "О преобразовании Наркомата минометного вооружения в Наркомат машиностроения и приборостроения".

    25.08.1946 постановлением правительства СССР с 1.09.1946 года зарплата рабочих и инженеров предприятий и строек, расположенных на Урале, в Сибири и на Дальнем Востоке увеличивалась на 20 %.

    Возвращаемся к истории "уранового проекта". 25.12.1946 в 18-00 заработал опытный атомный реактор Ф-1. Его пуск был одним из ключевых моментов в создании атомного оружия, посмотреть на которое приехал сам Лаврентий Берия. В книге Йорыша приводится диалог между ним и Курчатовым. Вот некоторые цитаты:

    (Берия:) - Ну и что вы еще покажете? Треск в репродукторе, узел на веревочке.... Маловато. Как еще докажете, что это цепная реакция?

    (Курчатов:) - ... Положим образцы урана, месяц будем их облучать, и химики увидят выделение плутония.

    - А много ли выделится?

    - Микрограммы.

    - Микрограммы.... Опять ничего не увидишь. Под микроскопом, что ли отличишь, плутоний это или вы что другое подсунули?

    - Отличить можно будет только с помощью приборов по радиоактивности, по химическим свойствам.

    - А когда же увидишь, что это не обман, не ваша фантазия? .....

    После успешного пуска атомного реактора И. В. Курчатов сказал: "Атомная энергия теперь подчинена воле советского человека". (Мог бы и уточнить, какого конкретно: "- И. В. Сталина").

    Одновременно на Урале (под Челябинском) строили большой реактор, на котором можно было уже изготавливать плутоний для оружия (завод "А"). Строилось и радиохимическое предприятие, на котором надо было выделять плутоний из облученного на реакторе урана (завод "Б"). Весь комбинат с уран-графитовым реактором вступил в строй в 1948 году (завод "А" - летом, завод "Б" - через несколько месяцев). После этого началась наработка боевого плутония и изготовление первой атомной бомбы.

    1.10.1948 года на заседании Первого комитета III сессии Генеральной Ассамблеи ООН советский представитель заявил, что секрета атомной бомбы не существует. А министр иностранных дел СССР А. Молотов сказал об этом еще 6.11.1947 года.

    В 1948 году правительство СССР обязало И. В. Курчатова, Ю. Б. Харитона и П. М. Зернова в кратчайший срок изготовить и передать на государственные испытания первые экземпляры атомной бомбы. Главным конструктором был назначен Ю. Б. Харитон.

    Это задание было успешно выполнено. Испытаниям бомбы предшествовал прием у Сталина. Состоялся он, видимо, в апреле 1949 года, т.к. в книге Йорыша говорится, что после него Курчатов в мае выехал на казахстанский полигон под Семипалатинском.

    По данным книги, в кабинет Сталина в Кремле пришли И. В Курчатов, Ю. Б. Харитон и П. М. Зернов. С собой они якобы принесли в шкатулке никелированный плутониевый шар почти 10 см в диаметре - ядерный заряд первой советской атомной бомбы. Курчатов доложил Сталину о готовности и просил разрешения на взрыв, затем между ними произошел диалог, в котором Сталин спросил, как быстро идет накапливание зарядов. А когда узнал, что на одну бомбу требуется месяца четыре, то это его не обрадовало. В конце же разговора Сталин якобы потрогал шарик заряда рукой. ("Сталин сам положил руку на шар и сказал: - Да, теплый. И всегда теплый? - Всегда, Иосиф Виссарионович....").

    Сталин дал согласие на испытание.

    В мае 1949 года Курчатов выехал на полигон, который располагался в 70 км от Семипалатинска в просторной чаше, окруженной холмами. Но Курчатову не понравилось качество работ и он потребовал переделать некоторые объекты, особенно центральную башню, из-за чего дату взрыва перенесли на август.

    Взрыв первой советской атомной бомбы произвели 29.08.1949.

    За 10 минут до него раздался голос Берии:

    - А ничего у вас, Игорь Васильевич, не получится!

    - Что вы, Лаврентий Павлович! Обязательно получится! - воскликнул Курчатов.

    После взрыва председатель государственной комиссии Берия засомневался, такой ли взрыв был у американцев и решил уточнить это у М. Г. Мещерякова который вместе с Д. В. Скобельцыным и полковником госбезопасности Александровым был по приглашению США на Бикини в 1947 году и видел там подводный атомный взрыв:

    - Михаил Григорьевич! Похоже на американский? ... Очень?... Мы не сплоховали? Курчатов нам не втирает очки? Все так же?... Хорошо. Значит, можно докладывать Сталину, что испытание прошло успешно?... Хорошо, хорошо....

    Таковы этапы создания советских атомных (плутониевых) бомб, основанных на реакциях атомного деления. А в 1947 году была образована специальная группа ученых с участием И. Е. Тамма и А. Д. Сахарова для исследования возможности создания водородной бомбы, основанной на реакциях синтеза ядер легких атомов.

    В конце июля 1953 года началась подготовка к испытаниям термоядерной бомбы на полигоне под Семипалатинском. Взрыв произвели 12.08.1953 года.

    США взорвали водородную бомбу на атолле Бикини 1.03.1954 года. Англия взорвала свою первую атомную бомбу 3.10.1952 года.

    Эти данные приведены в книге Йорыша, вышедшей в 1991 году. А в 33-м номере журнала "ОГОНЕК" за 1993 год напечатана беседа с самим академиком Юлием Харитоном, который некоторые события описывает иначе. Например, он подтвердил, что накануне первого испытания была встреча у Сталина, который в присутствии Берии и Курчатова (руководителей проекта) заслушивал всех остальных главных специалистов. При разговоре с Харитоном Сталин спросил:

    "Нельзя ли вместо одной бомбы из имеющегося для заряда количества плутония сделать две, хотя и более слабые? Чтобы одна оставалась в запасе..."

    Ю. Харитон объяснил, что наработанное количество плутония как раз соответствует заряду, изготавливаемому по американской схеме, и излишний риск недопустим. Сталин согласился.

    А никакого показа в Кремле плутониевого шарика не было, т.к. он из Челябинска-40, где был изготовлен, был доставлен в Арзамас-16, в КБ к Харитону. А затем, в канун испытаний, был отправлен на Семипалатинский полигон.

    [Вопрос:] - Вас называют "отцом ядерной бомбы"...

    [Ответ:] - Неправильно это... Создание бомбы потребовало усилий огромного числа людей... Безусловно, главная роль в урановом проекте принадлежит Игорю Васильевичу Курчатову. Я руководил конкретно созданием бомбы, всей физикой, то есть был научным руководителем и главным конструктором... При организации института и КБ я сказал, что плохо разбираюсь в организационных вопросах. Чтобы можно было использовать максимум возможностей и заниматься только наукой и техникой, то есть быть по настоящему главным конструктором, нужен еще один человек, который взял бы на себя все остальное. Так появилась должность директора... Им стал Павел Михайлович Зернов. И началась очень энергичная работа по созданию лабораторий и набору кадров... Никто тогда не предполагал масштаба работ... Мы получили довольно подробную информацию из Америки от Фукса. Он дал описание атомной бомбы, и мы решили ее повторить.

    - Копировать, конечно, легче...

    - Не скажите! Работа была напряженной и нервной. Надо было просчитать все процессы, происходящие в атомной бомбе...

    В том же журнале "ОГОНЕК" напечатаны и другие материалы, посвященные истории советского атомного проекта: статья Юлия Харитона "СЧАСТЛИВЕЙШИЕ ГОДЫ МОЕЙ ЖИЗНИ" и интервью с академиком В. И. Гольданским.

    В своей статье Ю. Харитон объясняет роль Клауса Фукса.

    Это был талантливый немецкий физик-теоретик и в то же время - коммунист. В 1934 году он эмигрировал в Англию, где стал заниматься вопросами создания ядерного оружия. Там же, в Англии, он пришел в советское посольство и сообщил о ведущихся работах. Через некоторое время группа, где работал Фукс, была приглашена в США в Лос-Аламосскую лабораторию в юго-восточной части штата Нью-Мексико. Совесткая разведка сумела и там связаться с Фуксом, который систематически передавал крайне ценную информацию о ходе работ. И хотя принципиальная схема атомной бомбы на основе урана-235 или плутония-239 была известна советским физикам еще в 1939-1940 годах, было решено отложить изобретательскую деятельность и действовать в соответствии с полученной информацией.

    Академик Гольданский это прокомментировал так: "Донесения разведки сами по себе, при отсутствии подготовленной школы физиков и физико-химиков, не дали бы результатов. Между тем даже без данных разведки наши физики все равно пришли бы к созданию бомбы, возможно, года на два позже."

    Эта мысль - что смогли бы и сами, но позже - встречается и в других свидетельствах того времени. Но в чем заключается причина отставания при самостоятельных работах? В том, что в этом случае пришлось бы все этапы проходить последовательно. Т.е. нельзя было бы разворачивать серийное производство ПАРАЛЛЕЛЬНО созданию первых, фактически, ОПЫТНЫХ образцов. И совсем другая ситуация, когда этот самый образец уже кто-то сделал, испытал и производит серийно. А если учесть, что надо было создавать новые отрасли промышленности, то самым лучшим вариантом с точки зрения сроков являлось освоение чьих-то готовых изделий или отработанных технологий.

    Таким образом, только с помощью данных разведки можно было ОДНОВРЕМЕННО строить экспериментальный ядерный реактор, промышленный ядерный реактор и завод по выделению плутония. А также разрабатывать техническое задание на атомную бомбу. Вот это и сократило сроки работ по советскому "урановому проекту"!

    Первый атомный взрыв, как уже говорилось выше, в СССР произвели в конце августа 1949 г. Та бомба имела индекс РДС-1 (шутливый перевод - "Россия делает сама"). Второй - башенный 24.09.1951 г. А 17 или 18 октября 1951 в 13-00 по московскому времени экипаж Ту-4А сбросил на полигоне в районе Семипалатинска бомбу "Мария" с зарядом РДС-3 мощностью около 30 килотонн. Но и она не пошла в массовое производство (видимо, из-за того, что от конструкторов требовали максимально уменьшить вес серийных бомб). Первой серийной ядерной боевой частью стал унифицированный 30-килотонный заряд РДС-4, предназначенный и для ракет, и для свободнопадающих бомб. Его вариант РДС-4Т стал основой для бомбы "Татьяна", поступившей на вооружение дальней и фронтовой авиации (с весом не 5 тонн, как у РДС-1, а всего 1,2 т).

    В 1953 г. было утверждено постановление правительства о принятии "Татьяны" на вооружение и запуске в массовое производство с годовым количеством 20 штук.

    Уменьшение веса и позволило превратить фронтовой Ил-28 в носителя атомного оружия. В результате, у западных границ социалистического лагеря были развернуты целые дивизии таких бомбардировщиков. Сначала они базировались в западных областях СССР, но их экипажи превращались в своего рода "смертников" (шансов на возврат практически не оставалось). Но потом Ил-28 (в т.ч. с ядерным оружием) стали размещаться на территории Польши и ГДР. Их дальность позволяла достичь берегов Ла-Манша. Но это уже относится ко времени после 1953 (к периоду "разрядки").

    США же к июню 1953 г. произвели 34 атомных взрыва, Великобритания - 1 (источники данных из журналов: "АВИО" No 5, 1996 (Харьков), "ТЕХНИКА-МОЛОДЕЖИ", N: 1-2, 1992 (статья "Ядерная война 53-го") и "АВИАЦИЯ И ВРЕМЯ", No 1, 1997).

    В заключение две информации. Первая о том, что в газете "ИЗВЕСТИЯ" в номере за 8.03.1950 опубликовано опровержение ТАСС на сообщение агентства "Рейтер" о суде в Лондоне над английским ученым-физиком Фуксом, приговоренным к 14 годам тюремного заключения за передачу атомных секретов "агентам Советского Правительства": ТАСС уполномочен сообщить, что это заявление является грубым вымыслом, так как Фукс неизвестен Советскому Правительству и никакие "агенты" Советского Правительства не имели к Фуксу никакого отношения.

    Вторая информация связана со вторым советским ядерным взрывом в 1951 году. В газете "ПРАВДА" за 6.10.1951 был напечатан "ОТВЕТ ТОВАРИЩА И.В.СТАЛИНА КОРРЕСПОНДЕНТУ "ПРАВДЫ" НАСЧЕТ АТОМНОГО ОРУЖИЯ" (затем он был издан отдельной брошюрой тиражом 2 млн. экземпляров). Вот некоторые цитаты из него:

    (Вопрос): Что Вы думаете о шуме, поднятом на днях в иностранной прессе в связи с испытанием атомной бомбы в Советском Союзе?

    (Ответ): Действительно, недавно было проведено у нас испытание одного из видов атомной бомбы. Испытания атомных бомб различных калибров будет проводиться и впредь по плану обороны нашей страны от нападения англо-американского агрессивного блока.

    (Вопрос): В связи с испытанием атомной бомбы различные деятели США поднимают тревогу и кричат об угрозе безопасности США. Есть ли какое-либо основание для такой тревоги?

    (Ответ): Для такой тревоги нет никаких оснований... Если США не думают нападать на Советский Союз, тревогу деятелей США нужно считать беспредметной и фальшивой, ибо Советский Союз не помышляет о том, чтобы когда-либо напасть на США или на какую-либо другую страну.

    Испытания первых советских ядерных боеприпасов заставили американцев изменить подход к планированию возможной войны против СССР. Директива Совета Национальной безопасности США от 14.04.1950 указывала, что потенциальный противник имеет более 1000 бомбардировщиков Ту-4 и не менее 10 атомных бомб. А это, как подчеркивалось, в корне меняет вероятную картину боевых действий в Европе, т.к. основными целями для них станут войсковые группировки НАТО.

    Для повышения эффективности действия советской дальней и стратегической авиации с 1948 года отрабатывалась и технология дозаправки в воздухе (принята на вооружение в 1951 году).

    3. "БЕЛЫЕ ПЯТНА" ПОСЛЕВОЕННОЙ ИСТОРИИ СОВЕТСКОЙ ТЕХНИКИ

    Оказывается, политика массового применения чужого опыта использовалась не только при создании Ту-4 или в "урановом проекте". После войны многие советские инженеры и конструкторы по негласному решению правительства переключились на освоение заграничных достижений. Об этом размышляет научный обозреватель Вадим Орлов в статье "Герои? Пираты? или... "кружковцы"?" в журнале "ТЕХНИКА-МОЛОДЕЖИ", N: 4, 1993.

    Он пишет: "Из песни слова не выкинешь: в нашей истории есть период [послевоенный?], когда изготовление "цельнотянутых" [т.е. целиком скопированных] конструкций возвели чуть ли не на уровень государственной политики. Это была сознательно начатая кампания, но по ее поводу не колотили в пропагандистские барабаны, а делали все тихо, под сурдинку." И приводит пример "чистого копирования" советской промышленностью американского бомбардировщика Б-29 (под именем Ту-4 и который рассматривался в главе о самолетах). Кроме того, в статье приводятся и другие истории:

    - Детище С. Королева, ракета Р-1 была усовершенствованной Фау-2. На основе немецкой "Вассерфаль" конструктор Синельников сделал для войск ПВО зенитную ракету. На первых порах копировали иностранные радары, сонары и гирокомпасы, воссоздавали технологии получения сплавов и пластмасс, выпускали автомобили, мало отличающиеся от зарубежных прототипов. И т.д. ...

    Причем, если информация о зарубежных изделиях была достаточно подробна, то пресекались попытки советских инженеров создать что-то свое. Вадим Орлов приводит пример отстранения от работы академика П. Л. Капицы в августе 1949 года. В соответствии с постановлением правительства, подписанным Сталиным, его отстранили из-за "неиспользования существующей передовой техники в области кислорода за границей". Хотя, Сталин по привычному своему правилу в этом случае мог решить и еще одну задачу: некоторых специалистов следовало преследовать для принуждения остальных к беспрекословному послушанию и к высокой ответственности за результаты работ. В начале 1949 года Сталиным планировалась "профилактическая чистка" физиков по типу того, что было сделано в биологии. Но помешали успешные работы по созданию атомной бомбы. Однако, Сталин, возможно, не мог допустить слишком свободную атмосферу среди ученых (более подробно послевоенный террор будет рассмотрен в отдельной главе).

    Интересное подтверждение о послевоенной ситуации в советском ракетостроении приведено в статье "ГЛАВНЫЙ КОНСТРУКТОР И ЕГО ВРЕМЯ" журнала "НАУКА И ЖИЗНЬ" No 4, 1992 (автор - член-корр. АН СССР В. И. Федосеев). Он пишет:

    Сразу по окончании боевых действий в советскую оккупационную зону [Германии] хлынул поток наших технических специалистов. Было что посмотреть, было чему поучиться. Все ракетные дела находились в наспех созданном институте под кодовым названием "Берлин", где начальником был генерал Л. М. Гайдуков, а его заместителем и главным конструктором - "полковник" С. П. Королев. В институте работали и немцы из числа тех специалистов, кто не ушел или не успел уйти в западные зоны оккупации. В конце 1946, когда "Берлин" готовился к отъезду на родину [в СССР], немцев тоже вывезли. Года через 3 их решено было отправить обратно. В 1946 г., когда "Берлин" еще находился в Германии, вышло секретное правительственное постановление по ракетной технике. Речь шла не только о баллистических, но и о зенитных ракетах. Главным конструктором по баллистическим был назначен Сергей Павлович.... Можно уверенно сказать, если бы не немцы со своей "Фау-2", Сергею Павловичу Королеву, чтобы сломать недоверие и добиться такого мощного разворота работ, потребовалось бы еще лет десять упорного хождения по инстанциям.

    Милитаризация народного хозяйства, столь необходимая и естественная во время войны, после ее окончания приобрела новое дыхание... В те далекие времена слово "ракета"... несло в себе элемент государственной тайны. Мы говорили "изделие", "объект", или же "двойка", "пятерка". Р1 - та же самая ракета "Фау-2", но изготовленная у нас. Что же касается Р2, то в ней было нечто существенно новое: отделяющаяся головная часть, несущий блок (пока один) и переставленный из носовой части в хвостовую приборный отсек. Дальность Р1 300 км, Р2 - 540 км.... В те годы был военно-промышленный бум. На создание новых средств военной техники бросались неограниченные средства. Предлагалось множество разнообразных, большей частью вполне реальных проектов. Помню, Челомей усиленно модернизировал немецкий самолет-снаряд "Фау-1", ... обещая реальную дальность порядка 300 км. Вспоминается, что для сына Берии было создано громадное КБ по разработке другого самолета-снаряда... с дальностью в несколько тысяч км. Были и другие проекты, о которых я слышал только краем уха. Как грибы, росли новые КБ по жидкостным и твердотопливным двигателям, по зенитным ракетам, по управляемым бомбам и другим поражающим средствам.

    Окончание работ на Р1 и Р2 поставило перед военно-промышленным комплексом новые задачи. Первая - это их серийное производство. Нужен был специальный завод. Он нашелся в Днепропетровске. До того там делались, кажется, трактора. Теперь - ракеты. Происходила, можно сказать, анти-конверсия. Вторая необходимая для военных задача - переход от кислорода на новые, т.н. высококипящие окислители. Параллельно шла разработка ракет Р5 (на кислороде) и Р11 (на азотной кислоте и керосине). На летные испытания они вышли одновременно - в апреле 1953 г. Дальность Р5 - 1200 км, она была способна нести ядерный заряд.

    Интересное воспоминание о послевоенных годах: "военно-промышленный бум", "неограниченные средства", "анти-конверсия", "крылатые ракеты", "разделяющиеся головки". И бешенные сроки ("Быстрей!... Еще быстрей!"). А зачем? Кстати, было ли аналогичное в США? Кое что о ситуации в Соединенных Штатах в войну и после войны посмотрим позже, а пока вернемся к статье Вадима Орлова.

    Он пытается объяснить только послевоенную политику копирования зарубежных образцов. Но объяснение ограничивается необходимостью "сжатых сроков" и замечаниями, что "ища ответ, историки до сих пор не пришли к единому мнению", и что "для историков техники послевоенное время - сплошной частокол вопросов". Странно, но ведь "сжатые сроки" тоже должны чем-то объясняться? Иногда говорят, что Советскому Союзу угрожали напасть Соединенные Штаты и в доказательство приводят рассекреченные в 70-х годах АМЕРИКАНСКИЕ планы. В качестве контрдовода могу задать два вопроса:

    1. Когда разрабатывался немецкий план нападения на СССР (знаменитый "Барбаросса") и когда выполнялись подготовительные работы по нему?

    2. А какие были в то время отношения между СССР и Германией?

    Ответы:

    1. С лета 1940 по июнь 1941.

    2. Дружбы и сотрудничества и никакой "Холодной войны"!

    Причем, историки так объясняют предвоенный период, что понять ничего нельзя: делалось что-либо по обороне или не делалось? Судя по катастрофическому разгрому в 1941 г. получается - что не делалось. Но генералы оправдываются, например, маршал Жуков уверяет, что нарком обороны маршал Тимошенко работал по 19 часов в сутки, даже спал на раскладушке. И чем же занимался? Может, весь предвоенный советский генералитет состоял из сплошных германских агентов? Почему же их всех потом Сталин не обвинил в измене Родине и не расстрелял? Может, тоже был из тех же "друзей" Германии? Тогда непонятно, почему они же столько усилий потратили на организацию обороны?

    В качестве напоминания, как историки должны изучать прошлое, предлагаю ознакомиться с мыслью В. И. Ленина, которую он привел в своей незаконченной работе "СТАТИСТИКА И СОЦИОЛОГИЯ" (ПСС, т. 30):

    "...Факты, если взять их в целом, в их связи, не только упрямая, но и безусловно доказательная вещь. ... Надо попытаться установить такой фундамент из точных и бесспорных фактов, на который можно было бы опираться. ... Чтобы это был действительно фундамент, необходимо брать не отдельные факты, а всю совокупность относящихся к рассматриваемому вопросу фактов, без единого исключения, ибо иначе неизбежно возникнет подозрение, и вполне законное подозрение, в том, что факты выбраны или подобраны произвольно, что вместо объективной связи и взаимозависимости исторических явлений в их целом преподносится "субъективная" стряпня для оправдания, может быть, грязного дела."

    Причем, эта цитата взята не из тома сочинений Ленина, а из "Рютинской платформы" 1932 года (Раздел 3. "Сталин как софист") (Сборник "РЕАБИЛИТАЦИЯ: ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ 30-50-х ГОДОВ", Москва, 1991, стр. 349). Цитируемые слова предшественника Сталина на посту вождя партии авторы "платформы" привели в качестве иллюстрации к своим доказательствам "грязных дел" самого Сталина, в т.ч. по обращению с фактами. Многие из них перекликаются с правилами научной фальсификации, изложенными в начале этой книги. А более подробное знакомство с документами "группы Рютина" приводит к мысли о том, что официальные историки отводят им недостаточное значение, особенно в деле усиления террора в СССР с середины 30-х годов. Но теме террора будет посвящена отдельная глава. А здесь предлагаю познакомиться с еще одной интересной мыслью ЛЕНИНА (из статьи Ю. Черниченко "НАУКА И ЗЕМЛЕДЕЛЕЦ", журнал "НОВЫЙ МИР", No 7, 1981, стр. 164):

    "...Черпать обеими руками хорошее из-за границы: Советская власть + прусский порядок железных дорог + американская техника и организация трестов + американское народное образование ets. ets. + + = S = социализм..."

    Но во-первых, советскую власть с прусским порядком совместить еще как-то можно, гораздо сложнее совместить отсутствие частной собственности с американской частнособственнической системой управления - это вообще какой-то даже не нонсенс, а как бы это назвать... Но мы отвлеклись.

    Между прочим, во времена Сталина были разработаны (тем же Королевым) первые МОБИЛЬНЫЕ комплексы для запуска ракет (Р11). Их летные испытания начались в 1953 г. ("НАУКА И ЖИЗНЬ", No 1, 1992, статья доктора тех. наук А. Абрамова "ЕЩЕ НЕДАВНО ЭТО БЫЛО СЕКРЕТНЫМ"). Затем возникла мысль поставить их на подводные лодки... А сколько потом было "вылито грязи" по поводу мобильных ракетных систем в США (и как только эти "параноики" посмели тратить миллиарды долларов на такие варварские средства уничтожения человечества!?)

    Но вернемся к послевоенному требованию "сжатых сроков". Они достигались разными путями. В первую очередь - полным копированием иностранных образцов. А где такое выполнить не удавалось, то к работам привлекались несколько (минимум два) коллективов конструкторов.

    В любом случае требовалась максимальная информация об иностранных достижениях. Оказывается, их получали не только через разведчиков, но и вполне открытым путем. И не только при чтении специальных технических изданий.

    Например, в журнале "НОВЫЙ МИР", N: 10 за 1979 год напечатана статья А. Малинова "160 МИНУТ И... ВСЯ ЖИЗНЬ" о советском астрономе А. Б. Северном. В его жизни после войны произошло два интересных момента. В мае 1945 года Комитет Обороны и Советское правительство предписывают ему отбыть в поверженную Германию в составе группы советских специалистов для розыска и отправки на родину награбленного фашистами научного оборудования. Но немногое из награбленного им удалось разыскать. Кроме того, в статье ничего не говорится, интересовалась ли группа немецкими достижениями. Но, оказывается, создавать заново утерянные приборы не имело смысла, т.к. "за годы войны заметно шагнуло вперед научное приборостроение в Соединенных Штатах"! (К слову сказать, такой вывод интересен сам по себе. Для его появления надо было выполнять постоянное наблюдение за состоянием американского приборостроения! Видимо, слежка была "на высоте".)

    Дальше в статье говорится, что в 1946 году в США была направлена группа советских специалистов для "изучения американского опыта". А. Северный пробыл там полгода (вернулся в 1947 году). "Участник той же поездки доктор физико-математических наук Владимир Борисович Никонов рассказывал о том, с каким неистовством, урывая буквально считанные часы для сна, учился, как школьник, искусству научного приборостроения у заокеанских коллег доктор физико-математических наук А. Северный." (Кстати, мы еще коснемся стыдливого термина "учился". Если в других странах что-то будет повторено из советских достижений - то это называлось "скопировали", "украли", а обратный процесс почему-то носит название "учебы". Хотя, авторские права - это элемент коммерческой конкуренции в мирное время. Что же касается области вооружений, то я считаю, что монополии в этом деле всегда несут соблазн военной конфронтации, а потому недопустимы. И стыдиться тут нечего, как и возмущаться).

    Но может возникнуть вопрос: а много ли знаний могли добыть советские специалисты в США в то время? Ведь считается, что с марта 1946 года разворачивалась "Холодная война". Историки пишут, что в то время Соединенные Штаты начали подготовку к ядерному нападению, которое и вынудило Советский Союз резко ускорить военные приготовления, в частности по атомному проекту.

    Но не все так просто. В статье "Как Минерве покорить Марса?" (журнал "ЗНАНИЕ-СИЛА" N: 3 за 1991 год) стажер Корнеллского университета США, кандидат экономических наук Е. Н. Кузнецов объясняет, что в США на рынке труда в 1946 году появились двенадцать с половиной миллионов демобилизованных солдат и офицеров и почти столько же освободившихся из оборонной промышленности. В сумме - 24 миллиона человек! Однако в Соединенных Штатах не было "потерянного поколения", как это случилось в Западной Европе. И произошло это потому, что созданные за время войны наработки оборонных лабораторий немедленно рассекретили и быстро перевели на коммерческую основу. Всем инженерам, работавшим на вооруженные силы, предоставили возможность (это даже стимулировалось) - создавать собственные фирмы. "Так война стала служить миру и стала самым мощным импульсом послевоенного развития."

    Это же подтверждает американский журнал "ЭЛЕК-ТРОНИКА", специальный номер которого, посвященный его 50-летию, был переведен в 1980 году издательством "Мир" (Москва) (оригинальный номер журнала - 1980, Vol. 53, No. 9 (587)). На его страницах 12, 13, 48-71 представлен краткий обзор событий в электро- и радиотехнических отраслях Соединенных Штатов периода войны и послевоенного времени.

    Оказывается, что в 1941-1945 годах в электронную промышленность США хлынул многомиллиардный поток средств, под влиянием которого она превратилась из незначительной отрасли промышленности, ориентированной на производство бытовых радиоустройств, в важнейшего производителя изделий для боевой техники. В частности, резкий рывок получило развитие таких отраслей науки, как: вычислительная техника, техника миниатюризации, радиолокация, дальняя навигация и управляемые ракеты. За годы войны число занятых в электронной промышленности США возросло примерно в пять раз, достигнув 560 000 человек. Комитет по военному производству отмечал, что если в 1941 году общий объем заводских продаж для 55 изготовителей радиоаппаратуры составил 240 млн. долларов, то в 1944 году объем продаж этой отрасли, которая к тому времени превратилась в промышленность аппаратуры радиосвязи (с учетом производства деталей), достиг ежегодной цифры 4,5 млрд. долл., что составило рост 1875 %.

    Большое количество радиоустройств находило широкое применение в основных типах боевой техники. По словам Уильяма Л. Бэтта, председателя Комиссии по потребностям Комитета по военному производству, каждый танк того времени содержал радиоаппаратуры примерно на 5 000 долл., а тяжелый бомбардировщик на 50 000 дол. Для повышения эффективности внедрения достижений электроники и снижения затрат, в США была проведена стандартизация, выполненная инженерным отделом Ассоциации изготовителей радиоаппаратуры.

    27 июня 1940 года правительство США создало Национальный исследовательский комитет по вопросам обороны. Его председателем был назначен Ванневар Буш, президент института Карнеги в Вашингтоне и специалист по электронике. Именно он обращался к президенту Рузвельту с предложением мобилизовать науку для нужд обороны. В число членов комитета вошли видные ученые, бизнесмены и представители военных. Он просуществовал в течение всей войны и был распущен в январе 1947 года.

    Большое внимание было уделено созданию новых исследовательских лабораторий, которые создавались под управлением специального Национального исследовательского комитета. Им было создано: два центра по противолодочной обороне, радиолокационный центр по изучению применения сверхвысоких частот (СВЧ), лаборатория по созданию средств противодействия для создания помех средствам связи и радиолокаторам противника и т.д.

    Больших успехов достигли американские и английские ученые в разработке радиолокаторов, особенно в СВЧ-диапазоне (в диапазоне сверхвысоких частот - до 30 000 Мгц), тогда как во Франции, СССР, Японии и Германии сумели создать радиолокаторы лишь в диапазоне до 300 Мгц. Причем, на разработки и производство радиолокаторов в США было израсходовано больше средств, чем на атомную бомбу (2,5 млрд. долл. против 2 млрд. долл.). В результате американские и английские радиолокаторы имели в 2 раза большую дальность действия, чем немецкие (80 км против немецких 40). А экспериментальная американская станция S-диапазона имела дальность действия в 5 раз дальше, чем немецкие - 200 км. Для повышения удобства отображения получаемой информации были разработаны индикаторы кругового обзора (ИКО) на базе новых кинескопов. Первый такой самолетный ИКО был установлен в июле 1942 года на патрульном бомбардировщике ВМС фирмы Lockheed.

    Эти разработки привели к созданию в США в начале 40-х годов опытного образца СВЧ РЛС раннего предупреждения, которая обеспечивала обнаружение целей на удалении свыше 240 км и могла отмечать несколько целей. Некоторые факты относительно этой системы оставались засекреченными десятилетия. В ней использовался мощный магнетрон S-диапазона. В 1950-х годах она послужила основой для создания американской радиолокационной системы раннего предупреждения, развернутой в Канаде.

    В 1943 году была разработана станция h5X для точного бомбометания в условиях плохой погоды (с точностью до 100 м). Ее устанавливали в носовой части бомбардировщиков Б-17 при полетах на Германию.

    Помимо радиолокаторов, разрабатывались гидролокаторы для борьбы с подводными лодками. А в итоге, изучение методов поиска противника привело к созданию систем навигации для своих кораблей и самолетов. В этом деле большого успеха добилась система "Лоран", разработанная в Радиационной лаборатории Массачусетского технологического института. Ее первый образец был установлен в октябре 1942 года на атлантическом (восточном) побережье США. Дальность действия системы составляла от 300 до 800 морских миль днем и 1500 - ночью. Она могла определять местоположение судов с точностью 1 % с удалением до 800 морских миль и 5 % - свыше.

    Одним из крупнейших достижений исследований и разработок времен второй мировой войны явились работы по миниатюризации. Это требовалось для создания высокоэффективных самоуправляемых радиовзрывателей для мин, снарядов и бомб. Для этого придумали субминиатюрные лампы. Кроме того, была отработана толстопленочная печатная технология. Это позволило третьей части электронной промышленности США заняться производством радиовзрывателей. Общая стоимость проекта приблизилась к 1 млрд. долл. и всего было выпущено свыше 20 млн. таких взрывателей. Впервые их применили 5 января 1943 года зенитчики американского крейсера "Хелена". Снаряды с радиовзрывателями оказались в три раза более эффективными, чем снаряды, оснащенные дистанционными взрывателями даже при применении радиолокационного управления огнем.

    Военные потребности стимулировали работы по созданию электронных вычислительных машин, особенно для расчетов траекторий, необходимых для создания таблиц стрельбы. Фирма Bell Telephone Laboratories в 1943 году закончила разработку релейного компьютера "Модель III". Он весил 10 тонн, но мог просчитать траекторию за 40 мин. Затем было закончено создание компьютеров "Марк I" и "Марк II" в Гарвардском университете совместно с фирмой IBM. Широкое наступление эры электронных цифровых компьютеров началось после официального введения в строй машины "Эниак 15" в феврале 1946 года. Она весила 30 тонн, занимала помещение 9 х 15 метров, имела в себе 18000 ламп, но проработала до 1955 года.

    Другим направлением военных разработок стало совершенствование электронно-лучевых трубок (ЭЛТ или "кинескопов"). Они использовались в радиолокаторах, гидролокаторах, аппаратуре системы "Лоран" и т.д. Были разработаны разные типы ЭЛТ. В 1945 году фирма RCA сумела создать суперортикон - новую телевизионную передающую трубку, заменившей иконоскоп, у которого была меньшая четкость изображения. К этому же году был решен вопрос о распределении частот для невоенного ЧМ-вещания, после чего стало быстро развиваться телевидение как отдельная отрасль промышленности. В 1946 году шесть коммерческих станций начали вести передачи на несколько тысяч черно-белых телевизионных приемников в США. В это же время проводились работы по созданию цветного телевидения.

    В связи с тем, что в 1945 году вероятность новой мировой войны серьезно не обсуждалась (и не была еще видна), то естественно, что после окончания боев эти и многие другие военные разработки нашли широкое применение в мирных целях. Большинство из них было рассекречено и поставлено на коммерческое использование.

    В частности, радиолокаторы стали использовать для обеспечения полетов гражданских самолетов и движения судов. Они же нашли применение и для радиолокационного картографирования. Вычислительными машинами заинтересовался деловой мир, а для их выпуска уже в 1947 году была основана первая фирма (Eckert & Mauchly Computer Corp.). Улучшилось качество радиовещания. Повысилось качество граммофонной записи. СВЧ стали применять как в промышленности (для сушки тканей, термообработки резины, предварительного нагрева пластмасс), так и в быту для разогрева пищи (первая СВЧ-печь была выпущена фирмой General Electric в 1947 году). Активно внедрялось в жизнь немецкое изобретение - магнитофон.

    Читаешь эти строки и отказываешься верить - в США первые СВЧ-печи поступили в продажу в 1947 г.! Конечно, вполне возможно, что по цене они были не всем по карману, но в странах бывшего социалистического лагеря они так и остались несбыточной мечтой домохозяек! Выпуск бытовых магнитофонов в СССР еще как-то смогли наладить, но они были такого качества, что лучше об этом помолчать.

    Внедрение новинок в мирных отраслях в США после войны стало возможным не только из-за рассекречивания военных разработок, но и путем перелива кадров из военной промышленности в гражданский сектор. В 1944 году вступил в силу закон о правах военнослужащих, благодаря которому миллионы ветеранов после войны не оказались без дела, а многие из них смогли вернуться в учебные заведения. По этому закону ветеранам предоставлялись также пособия по безработице, специальное медицинское обслуживание, займы для покупки домов, ферм и организации предприятий. Многие бывшие инженеры-военнослужащие создавали свои фирмы (например: Уильям Хьюлетт, Дэвид Паккард, Говард Воллум, Джозеф Кейтли и другие).

    Для еще более широкого распространения новинок их описание стало появляться в журналах, например, в тех же ELECTRONICS, одним из редакторов которого стал Дональд Финк. Он вспоминал: "Когда я вернулся с войны я, конечно, имел доступ почти ко всему, что происходило в радиационной лаборатории. Очень скоро все было рассекречено, и множество материалов по радиолокаторам было готово к опубликованию в журнале.... Сразу после войны электроника стала неудержимо развиваться. Бытовая электроника была на подъеме, появилось телевидение. Все отрасли, испытавшие бум во время войны, микроволновая и СВЧ-техника, магнетроны, полупроводниковые приборы (диоды, еще не транзисторы) - стали доступны в бытовой и коммерческой сферах". Сам Финк подготовил чрезвычайно интересную серию статей по тайнам радиолокации.

    Аналогичный рост достижений должен был быть и в других областях американской науки и техники, вполне возможно, что и в оптике. Другими словами, А. Северный и другие советские специалисты при желании в 1946-1947 годах много чего могли узнать про американские технические новшества! Значит, США о большой войне в 1945-1947 гг. даже и не помышляли? Или думали, что "шапками закидают", если кто-то нападет? (В смысле - атомными?) Значит, наступление на кого-то серьезно не планировалось?

    Действительно, почему Соединенные Штаты "наплевали" на оказавшиеся в Советском Союзе четыре Б-29? Почему они резко сократили армию и "оборонку"? Почему рассекретили многие разработки военных лабораторий? Да еще допустили к себе группы советских специалистов? (Не считая наличия разведчиков разного уровня. Кстати, о том, что в США во время войны было очень много советских дипломатов и разных специалистов говорится в воспоминаниях летчика И. П. Мазурука, который в 1944 г. совершил длинное деловое путешествие по Северной и Южной Америке). Кто ж так войну готовит?! Здесь можно вспомнить и факт продажи Великобританией Советскому Союзу новейших реактивных двигателей, которые потом ставились на МиГ-15, Ил-28 и другие массовые советские БОЕВЫЕ самолеты. Между прочим, предложение купить у англичан лицензию на покупку реактивных двигателей высказал авиаконструктор А. С. Яковлев во время совещания у Сталина (об этом он пишет в своих мемуарах). Сталин даже не поверил, заявил, что "какой же дурак будет продавать свои секреты?" Правильно, если готовиться к войне, то это дурость из дуростей! Конечно, если бы англичане только и думали о новой войне, то такая возможность невероятна! Но посмотрим на эту проблему со стороны англичан. Война закончилась, в ближайшие лет 10 подобной войны вроде бы и не предвидится. А за этот срок двигатели устареют. Чего же они будут "пылиться", если их можно кому-нибудь продать? Тем более, что между Великобританией и СССР тогда действовал Договор о дружбе, заключенный в 1942 году!

    Хотя, есть и другие данные по послевоенной американской конверсии, которые несколько отличаются от приведенных выше (газета "ПРАВДА", 31.10.1988, Дж. Л. Геддис (США) "О ПРОШЛОМ ВО ИМЯ БУДУЩЕГО"): "в период между 1945 и 1947 годами личный состав американских вооруженных сил был сокращен с 12 млн. до 1,6 млн. человек, а военные ассигнования уменьшили с 81,6 млрд. до 13,1 млрд. долларов". Цифры меньше, чем приводит Е. Кузнецов, но тоже впечатляют.

    Так если руководство Соединенных Штатов не предполагало начинать новую мировую войну в ближайшие годы после победы в 1945 году, то для чего Сталин устанавливал советским конструкторам "очень сжатые сроки"? К чему такая спешка?

    Однако на этом "белые пятна" в послевоенной истории советской науки и техники не заканчиваются. К ним можно отнести разработку и производство технических изделий "специального" назначения. Например - газогенераторных грузовых автомобилей. Т.е. автомобилей, которые работали на газе, получаемом в специальном устройстве при сжигании твердого топлива (древесных чурок). Вот их некоторые характеристики: Таблица 2. Газогенераторные грузовики, выпускавшиеся в СССР Марка

    Годы выпуска

    Грузоподъемность. (тонн)

    Расход чурок на 100 км пути (кг)

    ГАЗ-42

    1939-1942

    1,2

    60 (30 л.с.)

    ЗИС-21

    1939-1944

    2,5

    95 (45 л.с.)

    ЗИС-21А

    1944-1952

    2,5

    95 (45 л.с.)

    Урал-ЗИС-352 (на базе ЗИС-5М)

    1952-1956

    2,5

    115 (45 л.с.)

    (Данные взяты из "КРАТКОГО АВТОМОБИЛЬНОГО СПРАВОЧНИКА", который имел много изданий с конца 50-х и по конец 80-х годов).

    Для чего нужны газогенераторные автомобили? Даю справку из "БОЛЬШОЙ СОВЕТСКОЙ ЭНЦИКЛОПЕДИИ" (т. 6, 1971, стр. 21):

    Газогенераторный автомобиль - это автомобиль, двигатель которого работает на газе, получаемом из твердого топлива в газогенераторе, смонтированном на его шасси. В СССР работы по созданию Г.а. были начаты в 1923, серийный выпуск Г.а. (ЗиС-13) был освоен в 1938. В качестве топлива для Г.а. используются древесные чурки либо бурый уголь. Возможно применение древесного угля, торфа, полукокса и др. Г.а. предназначены для эксплуатации в районах, отдаленных от мест производства жидкого топлива. Г.а. широко применялись во время Великой Отечественной войны 1941-1945, когда ощущался острый недостаток жидкого топлива для нужд автомобильного транспорта.

    Другими словами, во время подготовки и ведения войны 1941-1945 годов, а также до середины 50-х годов в СССР серийно выпускалась одна-две модели автомобилей, которые могли работать не на топливе, получаемом из нефти. В войну это понять можно - нефть экономится для другой техники: танков, самолетов и т.д. Для сравнения можно вспомнить, что газогенераторные автомобили выпускались также и в гитлеровской Германии. Замечание, что такая техника полезна и в мирное время в местностях, богатых лесом, не проходит! Дело в том, что ее эксплуатация сопряжена с рядом трудностей. Лучшей древесиной для газогенераторов служит дуб и береза, большее же распространение в лесах Советского Союза получили хвойные породы. Важность заключается в разных свойствах сохранять и отдавать влагу разными породами деревьев. Трудности имеются и при использовании торфа или углей (это связано со степенью шлакообразования и т.д.). В конечном итоге, мощность газогенераторного двигателя снижается на 35-40% по сравнению с бензиновым. А кроме того, на таком автомобиле требуется дополнительное место для самих установок и для более объемного запаса топлива. Это приводит к уменьшению грузоподъемности. Вполне логично, что со временем отказались от подобной техники. Но в рассматриваемом периоде истории СССР в ней почему-то сохранялась необходимость.

    Но, оказывается, что после войны в СССР разрабатывались и газогенераторные тепловозы! Об этом написано в справочнике "СОВЕТСКИЕ ТЕПЛОВОЗЫ" (Москва, "Машгиз", 1961 год), стр. 42:

    "В 1950 году Всесоюзным НИИ железнодорожного транспорта был переведен на смешанное топливо один тепловоз серии ТЭ1. Газ получался в газогенераторной установке из антрацита [т.е. угля] марки АМ. Далее была изготовлена опытная партия подобных тепловозов на Улан-Удэнском паровозо-вагоноремонтном заводе и направлены для работы в депо Баскунчак Приволжской железной дороги... Однако применение двух видов топлива значительно осложняет работу депо, и при наличии достаточного количества жидкого топлива такое усложнение не вызывается необходимостью. Поэтому дальнейшие эксперименты в этом направлении были прекращены."

    Для справки надо отметить, что односекционные тепловозы серии ТЭ1 выпускались Харьковским тепловозостроительным заводом с 1947 года. С 1950 года на том же заводе стали делать двухсекционные тепловозы ТЭ2. С 1954 года пошла серия ТЭ3.

    Справочник сообщает о дооборудовании односекционного ТЭ1. Но в газете "ПРАВДА" за 11 января 1953 г. на первой странице помещена фотография трехсекционного тепловоза, крайние секции которого напоминали секции ТЭ2! В комментарии говорится:

    "Социалистическая промышленность оснащает наш транспорт первоклассной техникой. В директивах 19 съезда партии по пятому пятилетнему плану намечено "приступить к производству новых мощных паровозов, электровозов и тепловозов, в том числе газогенераторных". На снимке - опытный магистральный газогенераторный тепловоз, выпущенный Харьковским заводом транспортного машиностроения. Он оборудован газогенераторной установкой и двигателями мощностью в 2000 л.с. Двигатели работают на антраците с добавлением небольшого количества жидкого топлива. На обычных тепловозах применяется только жидкое топливо. Новый локомотив способен покрывать большие расстояния без набора топлива и воды. Газогенераторный тепловоз прошел первые испытания".

    Но в справочник по тепловозам информация об этой модели не попала. Возможно, что это был результат "дальнейших экспериментов". Но почему-то историкам техники не хочется подробно останавливаться на этом факте.

    Действительно, в мирное время, "при достаточном количестве жидкого топлива" надобность в таком транспорте невелика. Но может ли возникнуть ситуация, когда "жидкое топливо" станет дефицитным? По крайней мере, во время войны - обязательно! Получается, что такую возможность предусматривали заказчики подобной техники. А главным заказчиком всего нового в то время был И. Сталин.

    Другой образец "специальной" - плавающие танки. Многие специалисты считают, что они могут широко применяться только в наступлении. В обороне, когда закачивалось горючее, танки закапывали по башню в землю на передовой линии фронта. Так вот, в СССР в 1949-1951 годах под руководством Ж. Котина был разработан и был принят на вооружение плавающий танк ПТ-76. Причем, кроме него была разработана еще одна модель другим конструкторским бюро, но в серийное производство не попала.

    По образцу ПТ-76 плавающие танки выпускались также и в Китае в 70-х годах. В США в 1955 году был принят на вооружение плавающий танк LVTH-6, но он не получил широкого распространения. А с 1971 года плавающий танк IKV-91 производила Швеция. (Информация журнала "ТЕХНИКА-МОЛОДЕЖИ", N: 8 за 1990 год). Все это показывает, что большинство стран мира не особо заботились о наличии в своих армиях такой спецтехники (в обороне она не находит большой необходимости).

    Следующим образцом "специальной" военной техники можно считать аэросани. Оказывается, что перед войной, а также во время и после нее в СССР разрабатывались и использовались с разными целями военные аэросани (журнал "МОДЕЛИСТ-КОНСТРУКТОР", N: 2, 1988, стр. 6-8 И. Ювенальев "Сквозь огонь и пургу").

    Аэросани с воздушным винтом были изобретены в 1904 году. Во время Первой Мировой войны были разработано и использовалось некоторое количество транспортных аэросаней, эксплуатация которых продолжалась и во время Гражданской войны в России.

    После ее окончания работа по строительству аэросаней продолжалась. До 1939 года институты НАМИ и ЦАГИ создали более двадцати конструкций. Серийно выпускались машины типа НКЛ на специальном заводе Лессудомашстроя, а типа КМ на горьковском заводе "Красный металлист".

    И большая часть моделей советских аэросаней были военными. Причем, они использовались в боях, начиная с Советско-Финской войны. Тогда это были серийно выпускавшиеся ЦАГИ-АНТ-IV конструкции А. Н. Туполева и ОСГА (НКЛ)-6 Н. М. Андреева. Для перевозки тяжелораненых была разработана санитарная машина НКЛ-6С. Затем приняли на вооружение штабную НКЛ-38, за нею грузовые аэросани НКЛ-12 для обслуживания полевых аэродромов.

    Совершенствование аэросаней продолжалось и после 22.06.1941. Были даже сформированы специальные аэросанные батальоны.

    О послевоенной судьбе аэросаней в журнале сказано только то, что "боевые продолжали нести службу в основном в пограничных войсках." Транспортные применяли для перевозки почты и других грузов в Сибири, на Севере и в других труднодоступных местах.

    Интересно замечание "в основном". Значит были еще какие-то специальные аэросанные подразделения?

    Конечно, аэросани можно было использовать практически на большей территории СССР зимой. Но в некоторых местах они могли оказаться основным наземным военным транспортом - в случае войны в Арктике! Ситуация с северными широтами будет рассматриваться и дальше, а теперь перейдем к другому виду "специальной" техники, необходимой именно для ведения наступательной войны на территории других стран. Речь пойдет о специальной связи для Сталина.

    Очень краткая информация об этом приводится в воспоминании члена КПСС с 1926 года А. А. Зороховича, напечатанном в сборнике "...ИМЕТЬ СИЛУ ПОМНИТЬ" (Рассказы тех, кто прошел ад репрессий), М., "Московский рабочий", 1991.

    Перед арестом 7.02.1948 он работал в НИИ Минавиапрома. Отбывать срок начал в Коми АССР, в Интлаге, где было в то время более 100 000 заключенных. В январе 1949 года А. Зорохович переводится в подмосковный строго засекреченный НИИ, входивший в систему МГБ. Он именовался "п/я 222" или "НИИ-2". На языке заключенных - "шарашка". Зорохович отмечает, что в нем было всего более 300 человек специалистов-заключенных и примерно 100 вольнонаемных и офицеров, в т.ч. физик-математик А. Солженицын. Главная задача этой "шарашки" - создать совершенную систему телефонной связи для Сталина, желающего говорить с советскими представителями в разных странах, без риска быть подслушанным чьей-нибудь разведкой. Кроме того, "хозяин" поставил еще одно труднейшее условие: его голос должен быть легкоузнаваемым на другом конце провода. В 1956 году Зороховича реабилитировали.

    Зачем Сталину потребовалась такая система? Ведь в обычных ("мирных") условиях особая спешка в международных отношениях не требуется. Вполне хватает почтовой дипломатической связи, в т.ч. телеграфной с использованием шифров. Именно с их помощью Сталин обменивался посланиями во время подготовки и ведения Корейской войны. Но получается, что он предполагал возникновение условий, когда он лично должен был бы беседовать с какими-то своими представителями в других странах. И никакой другой вид связи при этом почему-то не смог бы заменить телефон. А каким преимуществом обладает телефон по сравнению с шифрованным телеграфом или почтой? Ответ один - более коротким временем связи!

    Могут ли возникнуть условия, когда быстрая связь станет очень важной? Могут. Причем, в жизни Сталина это уже было на практике. Когда? - во время Великой Отечественной войны. Примеров можно привести множество. Они встречаются во многих мемуарах бывших командующих фронтами и армиями Красной Армии. Получается, что Сталин предполагал возникновение подобного и в скором будущем! Т.е. возникновение НОВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ. Точнее сказать, не просто "предполагал", а достаточно тщательно готовил.

    На этом список "специальной" послевоенной техники не заканчивается. Можно вспомнить о сталинских "стройках века", о которых, например, кратко упоминает Д. Волкогонов во 2-м томе своей книги "ТРИУМФ И ТРАГЕДИЯ": это Байкало-Амурская железная дорога, туннель с материка на остров Сахалин (под проливом) и железнодорожная магистраль от Северного Урала к Енисею. Волкогонов пишет, что их строительство было начато без необходимого экономического обоснования, тайно, а потом прекращено (стр. 522).

    Но прекратили их строить ПОСЛЕ смерти Сталина. А начинали еще до войны 1941-1945 годов. Об этом есть воспоминание бывшего заключенного Л. М. Гурвича в сборнике "... ИМЕТЬ СИЛУ ПОМНИТЬ". Он был арестован в 1938 году. Приговор объявили 2.09.1940 и направили в Севжелдорлаг, которому поручалось строительство железной дороги от Котласа через Коношу на Череповец. Это была часть задуманного Сталиным гигантского северного железнодорожного пути от Ленинграда на Обь и дальше через Енисей и Лену на Дальний Восток, создаваемого рабским трудом заключенных в исключительно тяжелых климатических условиях Крайнего Севера.

    Вообще, можно отметить три причины строительства любых объектов: экономическая, военная или прочая. Прочая встречается нечасто. К ней, например, можно отнести возведение стадиона для олимпийских игр. Основными являются первые две. Тот факт, что некоторые сталинские "стройки века" после его смерти были прекращены, доказывает, что экономического смысла в них тогда не было. Например, железная дорога на север Тюменской области потом пришла, но другим путем - с юга, т.е. по мере хозяйственного освоения тех мест. Сталинская же трасса строилась с запада на восток по лесотундре. Прочий смысл в таких стройках также отпадает, т.к. он предполагает какой-то вариант использования возводимых объектов. А ведь они строились в строгом секрете и были брошены. Но именно такова судьба большинства объектов, создаваемых по военным планам! Не в том смысле, что они обязательно недостраиваются, а в том, что необходимость в них со временем пропадает. В подтверждение можно вспомнить городские укрепления древних и средних веков, "Линию Сталина" (укрепления на старой западной советской границе, которые были заброшены и демонтированы после 1939 г., хотя они строились очень тщательно и в строгом секрете) и т.д. Недостроенными они могут оказаться в случае, если военная необходимость в них прекращается до окончания строительства. А строятся они, как правило, в режиме секретности, тайно.

    Получается, что до марта 1953 года была какая-то военная необходимость для некоторых больших строек в разных районах СССР, особенно на Севере. А после этой даты она пропала. И в чем заключалась?

    На этом история "специальной" техники не заканчивается, но пора переходить ко второму важному историческому факту, свидетельствующему о желании Сталина начать новую мировую войну - к событиям в Корее.

    СССР   года   войны"   Сталиным   войск   году   годов   "Холодной   Советского   Причем   однако   войну)   войска   надо   вопрос   война   советских   тогда   наркомата   выводы   ВКП(б)   советскими   человека   стороны   иностранных